Автопром ждут темные времена. Крупнейшие авторынки катятся в тартарары. Жестокое падение продаж автомобилей в США и Западной Европе еще как-то компенсируется ростом на развивающихся рынках вроде нашего, однако уже в следующем году и они не смогут помочь остановить падение.
Американцы уже перестали покупать новые автомобили. В этом году, по прогнозам, на американском рынке будет продано около 10,8 млн автомобилей, что на 2 млн машин меньше, чем в прошлом году. Как показывает исследование, две трети американцев, отказавшихся от покупки нового автомобиля, решили просто отложить приобретение на более поздний срок. В этом году средний срок владения новым автомобилем в США увеличился на четыре месяца – до 71 месяца. Оставшаяся треть отказников пренебрегла новыми авто из-за ухудшившейся ситуации на рынке автокредитов. Помимо продаж “частникам” упадут корпоративные продажи – с 3,3 млн до 2,8 млн машин.
“Покупатели вольно или невольно покидают американский авторынок, – считает Джефф Шустер, глава отдела автомобильной аналитики компании J.D. Power and Associates. – Значительное снижение продаж связано с растущими сомнениями потребителей в доступности автокредита и лизинговых схем, паникой на фондовом рынке и общим упадком американской экономики”. Причем усиление кризиса в конце года может снизить прогноз еще на 200 000 машин.
Общий американский рынок, включающий корпоративный сектор и рынок подержанных автомобилей, также уменьшится, правда, “всего” на 16% – с 16,1 млн до 13,8 млн шт. Ухудшение условий по трейд-ину и в то же время стремление к переходу от новых авто к подержанным не дает особых шансов рынку новых машин. Восстановление позиций, по прогнозам, произойдет не раньше чем через 1,5 года.
Ситуацию на европейском рынке пока можно еще описать как стагнирующую: ожидается падение всего на 3% – до 21,3 млн автомобилей. Упадок на рынках Западной Европы (15,6 млн автомобилей, -7,5%) компенсируется ростом в восточноевропейских странах (5,8 млн шт., +11,3%), правда, и здесь намечается замедление продаж.
Такая же ситуация будет наблюдаться и на рынках других развивающихся стран BRIC. Так, замедляются темпы продаж автомобилей в Китае. Хотя по итогам этого года прогнозируется рост до 8,9 млн авто (+9,7%), однако данные темпы более чем в два раза ниже прошлогодних, когда рынок вырос почти на четверть.
Примерно то же самое происходит и в Индии, где прогноз продаж на этот год уже понижен с 1,9 млн до 1,8 млн автомобилей. А снижение темпов продаж уже стало тенденцией: в 2006 г. рост составил 21%, в 2007 г. – 16%, прогноз на этот год – 5,1%.
“В 2009 году мировой автопром ждет коллапс, – прогнозирует Дж. Шустер. – Ни один рынок не сможет избежать кризиса”. Его пророчества отчасти подтверждаются прогнозами участников российского авторынка, который в последние годы являлся одним из самых быстрорастущих в Старом Свете, – оптимистичные оценки сохраняют возможность небольшого роста, но это максимум 5%.
Подпишись и получай материалы журнала "Автомобили" на Email