Обязательный техосмотр снова хотят передать частным фирмам. Законопроект, внесенный Госдуму в январе, встретил тогда резкую критику со стороны ГИБДД, а потом и со стороны правительства. Сейчас думский комитет по транспорту предлагает новую, исправленную версию. ГИБДД по-прежнему против.
Как известно, сегодня техосмотром автомобилей занимаются специализированные пункты, действующие под эгидой ГИБДД. Заниматься ремонтом этих автомобилей сотрудникам пунктов техосмотра запрещено. Как подсчитала газета «Коммерсантъ», ежегодно в России проходят техосмотр 18 млн. автомобилей. При стоимости этой процедуры 400 – 600 руб., речь идет о рынке объемом 7,2 – 10,8 млрд. руб. «Гаишники боятся потерять доход с техосмотра и высасывают из пальца причины, чтобы не дать развиться системе, которая давно применяется в Европе», – комментирует это директор одного из дилерских центров Москвы.
Впрочем, депутаты, подготовившие этот законопроект, говорят о других платежах – коррупционных. По данным социологических опросов (здесь «Комерсантъ», к сожалению, не говорит что это были за опросы – но судя по всему, газета оперирует данными, полученными от депутатов), 63 % россиян получили свой талон техосмотра, заплатив взятку. Тут четырьмястами рублей уже не отделаешься, сумма больше в разы (по Москве, как пишет газета, такса составляет 3 – 5 тыс. руб.) Согласно логике депутатов, частнику нет резона брать взятку.
Впрочем, у ГАИ имеются свои контр-возражения. Частники, которым предполагается передать техосмотр – это прежде всего именно сервисные зоны дилерских центров. Взяток они, наверно, брать не будут, но вот навязать услуги – вполне. Как заявил журналистам замначальника ГИБДД Москвы Александр Борисов, столичные власти уже экспериментировали с частниками – «лет десять назад» такая попытка была, и: «Злоупотребления обнаружились сразу же».
Замглавы комитета по транспорту Госдумы Сергей Шишкарев в ответ на это говорит, что: «Никто навязывать услуги не будет, потому что, почувствовав обман, клиент может уйти к конкурентам». Стоит заметить, что эксперименты с частниками проводились не только в Москве – «техосмотр без очередей» сегодня рекламируется, например, в Екатеринбурге – как тамошним дилерам удалось найти общий язык с ГИБДД остается только гадать, известно только, что представители ГИБДД в процедуре участвуют, их функция в основном контрольная. Кроме того, они же выдают вожделенный талон техосмотра.
Ну а депутаты Госдумы настроены, похоже, решительно. Из всех претензий, высказанных ГИБДД прошлый раз, они пошли на уступки только в одном: исключили из нового проекта закона «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в РФ» положения, касающиеся осмотра боевой и сельскохозяйственной техники. Год назад им сказали, что они не учли некоторые особенности их техосмотра – сегодня они просто вывели эту технику за рамки проекта, пообещав создать для нее отдельный закон.
Автор: Яков Москвин
Источник: Автомобилёр - автомобильные новости