Свой доклад директор по развитию бизнеса и член правления BSGV Иван Анисимов начал с оценки роли кредитов в отрасли. Действительно, до августа 2008 года автокредитование было важной составляющей российского автомобильного рынка. Если в 2004 году, согласно данным агентства «АВТОСТАТ», по кредитным схемам было продано порядка 350 тысяч автомобилей, то к 2007 году объем этого сегмента рынка вырос в три с лишним раза, превысив отметку в 1 млн. единиц. Еще летом 2008 года практически каждый второй новый автомобиль покупат! ель приобретал с использованием заемных средств.

Однако к концу 2008 года доля кредитных машин снизилась до 15-20%. Средние ставки по автокредитам к тому времени выросли в 2-2,5 раза - с 12-14% до 25-30% годовых. Как отметил Иван Анисимов, падение обусловлено рядом факторов. В частности, повышение таможенных пошлин повлекло за собой повышение цен на автомобили. Кроме того, «за время кризиса ставки по автокредиту увеличились практически в два раза. Если до кризиса средняя ставка по автокредиту была в районе ! 9-14% годовых в рублях, то в текущий �! �ери� �д этот показатель составляет 20-30% в рублях. При этом некоторые банки вообще свернули программы автокредитования», - говорит он.

За счет провального четвертого квартала доля автомобилей, купленных в кредит, по итогам года снизилась. Правда, относительные потери были не слишком значительными. В «физических единицах» в кредит было куплено 46% машин (в 2007 году – 48%), а в денежном выражении этот показатель составил 32% (2007 год – 34%).

Текущий год демо! нстрирует уже другую картину – доля кредитных машин, как сообщил Иван Анисимов, опустилась до 25%, а «в деньгах» получилось и того меньше – 19%.

По итогам первых 5 месяцев 2009 года Банк Сосьете Женераль Восток выдал 1537 автокредитов на общую сумму 992 миллиона рублей. После продолжавшегося с октября 2008 года по март 2009 года повышения ставок (пик составлял 18-20% по стандартному виду кредита), наметилась устойчивая тенденция к их снижению. Сегодня минимальная ставка в рублях составляет 15% годовых, �! � долларах США – 12% годовых.

Из наиболее важных для рынка «нефинансовых» факторов Иван Анисимов выделил изменение менталитета потенциальных покупателей автомобилей. Они стали более взвешенно подходить к оценке своих финансовых возможностей.

Это проиллюстрировали тезисы доклада Екатерины Забелиной, руководителя группы кредитных продуктов BSGV. В ее презентации был график, который показал, что с марта текущего года количество выданных банком кредитов стало сокращаться. На воп! рос о причинах такой динамики, Екатерина Забелина ответила, что количество одобренных запросов на кредит продолжало и продолжает расти. Получается, что люди уже могут взять кредит, но не берут его.

Проведенный банком мониторинг показал, что отказ происходит по двум причинам. Во-первых, ряд потенциальных кредитополучателей пытается купить автомобиль на более выгодных условиях (это связано с существующими в настоящее время нюансами ценообразования). А вот представители второй группы приняли ре�! �ение об отказе от покупки автомоб! иля & ndash; и, соответственно, от получения кредита.

Как подчеркнул Иван Анисимов, это сильно отличается от ситуации полуторагодичной давности. Тогда человек мог взять кредит, выплаты по которому превышали его зарплату (причем не менее интересно то, что банк такой кредит давал). Сейчас подобный авантюризм практически не встречается у клиентов, и полностью исключен у банкиров.

Екатерина Забелина сообщила, что средний уровень первоначального взноса за автомобиль в ! 1 квартале 2009 года вырос до 35% (год назад он был равен 20%). Хотя в ходе дискуссии выяснилось, что это вряд может быть показателем «роста адекватности» клиентов. Просто банки ставят такие условия кредитования, что низкий стартовый взнос становится невыгодным.

Средняя сумма кредита, по словам Екатерины Забелиной, изменилась всего на 1% и составляла 645 тысяч рублей.

Изменились не только клиенты – меняются и банки. Иван Анисимов считает, что время «дикой! » конкуренции прошло. Теперь вс! е бу� �ет решать умение банковских специалистов обеспечить высококачественный сервис, а также разработать кредитные программы, которые будут привлекательны для потребителя.

Подобные новинки BSGV были «продемонстрированы» на пресс-конференции. Во-первых, банк снизил минимальную рублевую ставку по кредиту на приобретение нового автомобиля – теперь она составляет 15%. Правда, для этого первоначальный взнос должен быть не меньше, чем 40%. При взносе 20% ставка будет на процент больше.

!

Впрочем, коллеги по рынку французский банк пока не поддерживают. В целом за первое полугодие среднерыночная ставка по рублевым автокредитам не изменилась – 18%.

Второй новый продукт BSGV – вклад «Эталон авто+». Положив под 8% в банк 150 тысяч рублей, через полгода можно получить скидку по ставке автокредита в размере 0,5%, а через год – 1%.

Интерес вызвала еще одна инициатива BSGV – с апреля текущего года банк ввел страхование жи! зни заемщика по всем видам кредит�! �в. К� �нечно, можно обойтись и без этого, но тогда ставка по кредиту увеличится на 6%, а получающийся в результате уровень ставок можно оценивать как неприемлемый для клиентов.

Банкиров можно понять – причем не только как финансистов, но и как людей. «Представьте себе, что человек погиб, у него осталась неработающая жена и трое детей, а мы – по закону – вынуждены выселять их из дома или отбирать у них автомобиль», - говорит Иван. Действительно, в такой ситуации банкирам не позавидуешь.

К сожалению, то, что устроили власти на московских улицах по поводу приезда Барака Обамы, помешало добраться до пресс-конференции ее третьему спикеру – главе дилерской компании Genser Игорю Пономареву. Однако заменившая его Юлия Тарасова, заместитель руководителя отдела Genser’а по страхованию и кредитованию, тоже сообщила немало интересного.

Например, само объединение специалистов по страхованию и кредитованию, которое провел Genser, уже отражает нынешню! ю ситуацию на рынке. Во-первых, «! ;сов� �естительство» позволяет компании сэкономить на фонде заработной платы, избавившись от «кадрового балласта», который практически все дилеры накопили в период процветания. Во-вторых, и это важнее, подобное объединение отвечает нуждам потребителей. Программы кредитования и страхования автомобилей сейчас настолько тесно переплетены, что оценить общую сумму платежей можно только «по совокупности». Естественно, компании пришлось затратить время, силы и средства на переподготовку специалистов, но оно того стоило.

Несмотря на продолжающееся падение российского авторынка, ситуация с кредитованием, по словам Юлии Тарасовой, стабилизируется. Если в начале года в кредит продавалось не более 10% автомобилей, то в мае-июне этот показатель вырос до отметки 27-30%, что практически соответствует докризисным цифрам.

Юлия Тарасова отметила, что в конце прошлого и начале нынешнего года, когда положение дилеров было наиболее сложным, существенную поддержку оказали финансовые программы а�! �топроизводителей.

Естественно, что в ходе пресс-конференции был затронута проблема «отказников», то есть заемщиков, которые не в состоянии оплачивать автокредит. Иван Анисимов рассказал, что банк уже сталкивался с такими ситуациями, которые, однако, пока не являются массовыми. По его словам, банк стремится сохранить клиента, предлагая различные схемы реструктуризации долга. Однако это помогает не всегда, и тогда единственным выходом является продажа автомобиля. BSGV уже отработал схемы взаимодействия с автодилерами, которые б�! �дут реализовывать «отказные» автомобили.

В будущее банк смотрит с оптимизмом (правда, с традиционной оговоркой «если не будет второй волны кризиса»). «Безусловно, автомобильный рынок постепенно будет возвращаться на прежние позиции. Но для этого понадобится время на адаптацию потребителей к новой ценовой политике автодилеров и банков», - считает Иван Анисимов.

Добавим, что многое зависит и от политики банков. Если они сумеют «повернуть! ся лицом к потребителю» (до сих ! пор � �акое встречается не всегда), то это поможет российскому авторынку быстрее и с меньшими потерями преодолеть кризис.

Источник,: Деловой автоклуб



Стать партнером | Купить рекламу

Новые Публикации

Другие Интересные Журналы